13 июня - Вознесение Господне
Совсем недавно мы торжественно встретили Светлое Христово Воскресение и вот ныне пришло время отпраздновать Вознесение Господне на небеса. В эти сорок дней, от Пасхи до Вознесения, мы вместе с апостолами ликовали от великой радости, что Христос воистину воскрес. Это благодатное время было настолько счастливым, что пролетело незаметно, как одно мгновение. Бывает, в жизни каждого из нас, минуты счастья проносятся как экспресс, не делая остановок и оставляя лишь воспоминания. В Церкви Христовой это мгновение приходит к нам с каждым новым годом, принося радостную весть о воскресении Христа, радость вечную, непреходящую, такую радость, которая настигает внезапно, и не оставляет ни на миг. И в этой радости звучит голос вечности. Как часто в своей жизни мы хотим воскликнуть: «Мгновение, остановись!», но все уходит безвозвратно. И лишь пасхальная радость ни куда не уходит. Мгновение застывает. Мгновение становится вечностью, бесконечно продолжающимся весельем.
Для нас эти сорок дней не стали обыденностью. Всякое веселье приедается, но веселье от пасхального торжества – никогда. Посмотрите, что было с апостолами в продолжении этих дней: Христос являлся им, уверяя в истинности Своего воскресения, и каждое Его явление было неожиданным для них, каждый раз это становилось событием, каждый раз оно несло в себе откровение для их сердец. Воскресший Христос приходил к ним, когда они менее всего Его ожидали: одни были в тот момент застигнуты горем, другие не могли поверить в реальность такого чуда. Некоторые не узнавали воскресшего Христа и тогда Сам Господь открывался им чрез обращение к их сердцу. И самое главное, Он являлся Своим ученикам не как приведение, не как дух и не во сне, но телесно и наяву. Он воскрес телесно, именно телесно, а не духовно, не невидимо как призрак. Все ученики засвидетельствовали истинность Его воскресения, апостол Фома даже прикасался к Его ранам от гвоздей и от копья. В Евангелии от Луки приводится описание того, как Господь вошел к Своим ученикам в горницу через закрытые двери. Увидев Его, они испугались, и исполнились ужаса от того, что видят призрак. Христос же приветствовал их: «Мир вам!». Представьте, вот если бы к вам сейчас вошел в дом Христос и сказал: «Мир вам!», какие у вас были бы чувства?.. Вот и апостолами в тот момент овладел страх. Господь видя это успокаивает их: «“Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.” И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв ел пред ними.” (Лк. 24; 39–43)».
Пребывая с учениками Господь готовил их к скорому Своему вознесению и на сороковой день, собрав их, возвел на гору Елеонскую, где повелел им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего [вознесения] будете крещены Духом Святым. <…> Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав это, Он поднялся у них на глазах, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два [ангела] в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» (Деян. 1; 4–5, 8–11). Иисус еще раз придет на землю, но придет уже не в виде смиренного человека, но со славой и божественной силой, судить живых и мертвых.
Господь вознесся от своих учеников на небо, не удивительно ли это? Как Бог Он всегда пребывал на небесах со Своим Отцом, а ныне Он возвел на небеса Свою пречистую плоть. Человеческое естество, плоть и душа, прославленные и обоженные, взошли на небо и сделались причастниками вечной славы величия и власти Сына Божия. Евангелист Марк говорит, что по вознесении Господь воссел одесную Бога. Согласно древнему царскому церемониалу сидение одесную, т.е. по правую руку означало соучастие в царском достоинстве, почестях, власти и управления царством. Естественно эту славу Христос принимает по Своему человечеству, ибо как Бог Он имел ее всегда. Через Свое вознесение Господь стал Предтечей (первопроходцем) для нас, ибо открыл путь в Царство Небесное всем уверовавшим в Него. Господь стал нашим Ходатаем пред Своим Отцом. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин в каноне праздника, Христос восшел ко Отцу и вознес род наш, спосадил нас одесную Отца вместе с Собою. Своим вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там, где пребывает по вознесении Он Сам. «В доме Отца Моего обителей много… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, что бы и вы были, где Я» (Ин. 14; 2–3).
Вознесшись к Отцу Христос прославил, обожил человеческую природу, вместе с душой сделал божественной и плоть. Во Христе оказалась достигнута цель для которой была предназначена человеческая природа. Вознесением завершается искупление человека, человек опять возвращается к Богу, обретает единство с Богом и Бог становится его Отцом. И для Бога мы теперь не чужие, но Его дети, которых Он с надеждой ожидает в своих вечных обителях.
Обожение, прославление человеческого естества в Сыне Божием, а через Него и всех нас, как подобных Ему по естеству – одно из главных положений христианского богословия. В этом особом отношении к плоти выявляется отличие христианства от других религий. Человеческая плоть по христианскому учению не есть что-то скверное или нечистое. Если мы посмотрим на сочинения древнегреческих философов, то увидим крайнее пренебрежение плотью. Тело воспринималось ими как гробница души, или же как творение некоего низшего начала. Философия стремилась показать человеку путь избавления от этих оков души, направляя его помышления на высшие материи. Такое же пренебрежение плотью присутствует и в различных учениях восточных и оккультных. О теле здесь часто говорится, как творении низшей силы, или даже темной силы, злой, и сам человек рассматривается как существо, состоящее из двух начал, светлого и темного, добра и зла, духа и материи. И эта враждующая двойственность (дуализм) присутствует не только в человеке, но во всем мире. Согласно теории реинкарнации, душа человека участвует в бесконечном цикле перерождений, меняя тела, удерживающие ее в своих оковах. И что бы преодолеть это бесконечное круговращение, избежать очередного вхождения в тела (выйти из колеса Сансары), душе необходимо слиться с Брахманом, Абсолютом, мировой душей или космическим сознанием и т.п. По христианскому же учению тело и душа являются творением Бога и более того, именно от жизни человека в теле зависит его посмертная участь, его спасение или не спасение. И во время Второго Пришествия Христа, при конце времен, тела умерших воскреснут и вновь соединятся с душами, после чего настанет окончательный суд над людьми, на котором человек опять же будет судиться по делам, совершенным им на земле в теле. От жизни человека в теле зависит его вечная участь, блаженство или осуждение. Апостол Павел говорит о теле как о храме Духа Святого. Тело не скверна, не гроб и не оковы души, тело – это храм каждого из нас и при втором пришествии Христа наша душа опять обретет свой храм, но будет ли он преображенным, как у Христа, зависит только от нас.
Человек был создан как целостная ипостась при единстве души и тела. Нынешнее разделение человеческого естества – это трагедия, явившаяся последствием совершенного первородного греха и в воскресении Христовом эта трагедия преодолевается, человеческое естество восстанавливается в своем достоинстве. Во Христе преодолевается всеобщая смерть; умерев однажды на кресте Он воскрес душей и телом навеки, вознесшись на небо он облек наше естество в божественное достоинство.
Дорогие, давайте вместе встретим этот праздник и вознесем свои молитвы и души к Богу. Мы приглашаем вас на богослужение в нашем храме, которое начнется 12 июня в 16 часов и продолжится 13 июня в 9 часов.
Операции с документом