Рождество Христово
Третье тысячелетие набирает свой ход, размеренно отсчитывая год за годом. Мы с надеждой смотрим в будущее, а время подсмеивается над нами, унося с собой наших близких, наши мечты и наши надежды. Оно лентой круговорота связывает нас, не давая возможности остановиться или сделать передышку, неумолимо подводя к финалу.
Мы безразличны для времени, это слишком очевидно, оно всего лишь движение, изменение в материи и ничего больше. Почему же человек, как игла граммофона, пляшет по своей пластинке – жизни, поет свою краткую песню и думает, что она никогда не закончится, что время принесет ему неведомое дотоле счастье? Как всегда, все прерывается на самом интересном месте, и никогда мы не бываем готовы к тому, что сейчас все может оборваться. Мы устремлены вперед, мы строим цивилизацию, и нам некогда обращаться в прошлое, для нас существует время лишь в линейном измерении. Но в жизни иногда нужно вернуться в прошлое, чтобы понять свое будущее. В Церкви это отчетливо отражено в богослужебном цикле. Каждый год Церковью совершается круг одних и тех же праздников, и каждый новый год, принося с собой новые реалии, поверяется и осмысливается опытом прошлых лет.
Сегодня мы снова празднуем Рождество Христово, и снова перед нашими глазами проходит евангельская история рождения Младенца Иисуса. Каждый раз мы по-новому переживаем эти события двухтысячелетней давности. Мы, люди своей эпохи, часто не замечаем, что в нашей жизни есть нечто, не укладывающееся в ее привычные формы; не понимаем, какое отношение к нам может иметь событие столь давнее, и почему мы начинаем наше летоисчисление с Рождества Христова. И хотя мир сейчас трудно назвать христианским, все равно праздник Рождества совершается почти повсеместно. Так что же произошло две тысячи лет назад?
Римская империя властвует над миром, подчинив себе многие народы. Пришедший к власти цезарь Октавиан Август повелевает произвести перепись по всей вселенной, как называло тогда себя римское государство, не считая живших за его границей «варваров» за людей. Маленькая римская провинция – Иудея – также должна была подчиниться приказу императора. В иудейском городе Назарете в то время жила семья – плотник Иосиф и обрученная ему Мария, семья, в которой суждено было свершиться тайне Божественного замысла о людях.
Мария ждет ребенка, но этот ребенок – не сын Иосифа и не сын какого-либо другого мужчины; это Сын Самого Бога, выбравшего Деву из многих тысяч других девушек за особое доверие и любовь к Нему. Для переписи этой праведной семье приходится идти в Вифлеем, город их далекого предка царя Давида. Несмотря на сроки, Мария идет с Иосифом, надеясь, что все по воле Божьей пройдет благополучно. Но в Вифлееме их ждало разочарование: все гостиницы и дома были заняты многочисленными пришедшими на перепись людьми. Город не смог их принять, и у людей не нашлось для них крова. За городом находилось поле и пещера для укрытия скота во время непогоды, и святая семья останавливается здесь на ночлег.
Тишина израильской ночи, горящие на небе звезды, одна из которых была необыкновенно огромна и висела прямо напротив вертепа; казалось, весь мир замер в ожидании чуда. Тишина и свет звезд встретили родившегося Богомладенца Иисуса. Миру явился Бог: по-младенчески беспомощный, перепеленутый Матерью, Он спокойно спал в яслях. Тайна Божественного чуда свершилась в тишине и простоте. В далеком Вифлееме, в убогом убранстве пещеры воплотилась вечность, – время казалось разорванным этим необъяснимым событием. Совместилось несовместимое, чудо стало реальностью: Создатель вселенной лежит повитый в яслях.
Тишина ночи сменилась ангельским пением: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в людях благоволение». Это услышали пастухи, и от небесных служителей они узнали чудесное событие. Пастухи первыми пришли поклониться Царю царей и Господу господ. За ними пришли мудрецы из далеких стран, которых привела за собой та звезда, что горела над вертепом. Они пришли поклониться Мессии, принеся Ему богатые дары: золото, ладан и смирну. В запеленутом младенце они предузнали Царя, Бога и человека, они, сами знающие многие тайны, увидели перед собой еще одну Тайну, непостижимую разумом, необъяснимую словами. Но их сердце, их внутреннее чувство точно им подсказывало: здесь совершается история, в немощи здесь явлена великая сила Божья. Такова история рождения Христа.
Нам, людям XXI века, порой кажется, что наше время гораздо интереснее, чем любые события времени прошедшего. Сами посудите, раз не было раньше телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов, то и жизнь была не иначе как скучна, бедна, угрюма; а уж евангельские-то события Рождества, изданные и пересказанные миллионы раз, представляются современному человеку сказочным вымыслом, придатком к празднованию Нового Года. В нашей жизни нет места чудесам, ангелам, таинственным событиям, это для нас – как детская сказка. Но Церковь раз за разом возвращает нас в эту «сказочную», настоящую реальность. Остановись, посмотри вокруг себя, посмотри на свою жизнь; куда ты летишь, зачем, в конце концов, ты живешь? И тогда откроется для души та тайна, о которой Церковь возвещает уже две тысячи лет: время относительно, а вечность всегда пребывает с нами рядом; Христос сегодня родился для тебя, Он ждет, когда ты придешь к Нему.
Рождение Сына Божьего – это то чудо, которое необъяснимо человеческим умом, чудо, которое можно только принять верой или отвергнуть. Божественное Слово воплотилось на земле, Бог стал человеком, получил человеческое имя – Иисус Христос. Это то Имя, которым мы все получили спасение, «и нет другого имени под небесами, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян; 4-12). Бог пришел нас спасти, Он пришел избавить нас от бессмысленности жизни, от бесполезного существования, Он подарил нам Себя. Человечество всегда двигалось вперед, думало, мечтало о прекрасном будущем, но время неизбежно показывало абсурдность этого движения. Бег в никуда – это блуждание. Человечество заблудилось. Вера в себя, в абстрактные истины увела человека от любящего его Творца, и Господь, как добрый пастырь, Сам идет за человеком, как за овечкой, стараясь отыскать ее в дебрях суеты. Мы потерялись, и Господь идет к нам, Он отдает нам Себя. То, что дал нам Христос – бесценно. От Христа мы узнаем, что Бог наш Отец, и дорога нашей жизни должна вести к Нему. Мы путники на этой земле, мы странствуем, блуждаем, ищем и во Христе узнаем цель своего пути. Любите друг друга, – повторяет Он нам каждый раз, – только в любви вы познаете Бога и обретете вечное счастье. Бог – это Любовь, и вас, Своих сыновей и дочерей, Он благословляет быть любовью, побеждать этот мир, наполненный злобой, завистью и жестокостью.
Наш век, как бы мы его не превозносили, – такой же, как и все остальные: мы просто хотим быть счастливыми, мы хотим жить в мире и любви, мы хотим того же, чего желали люди во все времена. В нашем веке мы потеряли духовные ориентиры, – убегая от Бога, отказываясь от Христа, мы тщетно ищем счастья там, где его нет: в деньгах, славе, здоровье. Чтобы быть счастливым, надо пройти через то, через что прошел Христос: через боль, прощение ненавидящих и обидящих нас, через умение любить не только своих друзей, но и своих мучителей. Тихий вертеп, ангелы и пастухи, – эта идиллия первых дней жизни Спасителя вскоре нарушится безобразным преступлением царя Ирода, убившего 14 тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях от рождения и до двух лет, думая, что среди них будет и Иисус. А дальше – крест, плевки и издевательства так любимого Им народа, – и все это ради нас, ради того, чтобы подарить нам вечную жизнь. Сколько страданий и скорбей будет перенесено Господом по безмерной любви к людям. Совершая это, Он знает, что любовь, подаренная Им миру, разгорится в сердцах Его учеников и всех тех, кто услышит их слова, поверит их проповеди. Ученики Его пойдут «даже до края вселенной», проповедуя Христа распятого и воскресшего, уча людей тому, что заповедал им Учитель. За свою проповедь они будут замучены и убиты, но подвиг их жизни будет живым свидетельством их веры, веры в то, что любовь бессмертна, что ни в чем другом, кроме любви, смысла нет. Их любовь зажжет и наши сердца, оживит наши души, и мы, временные и самые обыкновенные люди, войдем в вечную славу, обещанную Богом всем призывающим Его. Но это будет потом, а пока Богомладенец Иисус лежит в яслях, и тихая колыбельная Матери убаюкивает Его под сводами вертепа.
Настоятель храма Покрова Божией Матери д. Еганово Илья Терентьев
Операции с документом