Фильм Артема Волчкова "Пожар"
Два года прошло с того момента, как закончились съемки фильма студента ВГИКа Артема Волчкова с участием наших прихожан. Кино, выход которого ожидался еще в прошлом году, наконец увидело свет. За это время кинокартина сменила свое название, был доработан сценарий, смещены акценты в эпизодах. Новое название картины – «Пожар» - усиливает драматическую составляющую замысла режиссера.
Было необыкновенно приятно, когда сегодня на приход приехал Артем (теперь уже выпускник и дипломированный режиссер), и вручил мне, настоятелю, копию долгожданного фильма. Я узнал, что сейчас идет период, когда фильм оценивается на различных кинофестивалях, где его увидят немало людей, и не связанных напрямую с киноиндустрией, и кинокритиков. Судьба дебютного фильма во многом определит будущее Артема, покажет его состоятельность в качестве режиссера, даст возможность получить гранты на осуществление планируемых замыслов.
Признаться, до просмотра фильма я был скептически настроен по отношению к самой идее: попытке светского человека разобраться в сложных семейных отношениях верующих людей, тем более семьи священника. В первоначальном сценарии порой проглядывали неувязки, богослужебные ляпы, и вообще было серьезное опасение, что выйдет очередной такой «лубок» с «деревянным» и очень правильным батюшкой и высокоморальным концом. Этот скептицизм оставался даже после просмотра первой работы Артема – «Дорога в Сочи», хотя уже там можно было увидеть, как режиссер умело руководит съемочной группой, четко знает, что он хочет сказать людям своим кино. Кстати, очень достойный фильм, цельный, с прекрасной операторской работой и игрой актеров.
В итоге я был приятно удивлен. Кино смотрится на одном дыхании. Священник абсолютно естественный, я бы сказал даже - обыденный, простой такой сельский батюшка, без всякого пафоса. Кстати, наши бабушки у этого актера даже пытались взять благословение. Но самое изумительное – это игра детей. Настолько все реально, не надуманно, просто, как в жизни. Хулиганы самые что ни на есть хулиганские, аж пробирает под кожей, разговоры именно такие, какие и бывают в компаниях, не придуманные взрослыми. А какая дочка у этого батюшки! Русская красавица, маленькая такая Василиса Прекрасная.
Очень правильно, что в нашем храме снимали только изнутри, все-таки на территории у нас уже ощущается близость мегаполиса в виде ухоженности и устроенности. И правильно, что храм в фильме, в отличие от первоначального сценария, был перенесен подальше от железной и автомобильных дорог, когда добраться до автовокзала можно только переправившись через реку. Атмосфера российской глубинки погружает зрителя в какое-то состояние запущенности, незащищенности, фатальности бытия. Становится понятным, почему главный герой, сын священника, не мог поступить никак иначе, как только пойти сначала бунтовать против отца и его жизни, а потом жертвенно защищать, как самого дорогого человека на свете.
Любовь – вот что, пожалуй, доносит до нас режиссер своим фильмом. Именно она нас делает людьми, она делает с нами чудесные вещи, преображает саму нашу суть. Потому и батюшка этот в кино такой настоящий, что он сам - запутавшийся человек, ищущий, чувствующий, кающийся, но по-настоящему любящий. И сын, идущий на жертву ради отца, которого он еще так недавно отвергал, желая сбежать от ненавистной и унизительной действительности, от насмешек и непонимания. Они все настоящие. Фильм про нас, про любовь. А «Пожар» или «Побег» - уже, в сущности, не имеет значения, ведь отец и сын снова вместе, простившие и прощенные… А вместе с ними и мы!
Я очень хочу поблагодарить Артема за его работу. Как нужны нам такие фильмы, как трудно найти сейчас в художественном кино что-то действительно по-настоящему стоящее. Через несколько месяцев, по окончании всех официальных конкурсных программ и фестивалей мы постараемся выложить этот фильм на нашей сайте, пока же пожелаю Артему долгой творческой жизни в кинорежиссуре, помощи Божьей во всем. Просто поздравляю с прекрасной работой! Завтра будем показывать фильм на приходе.
Операции с документом