Персональные инструменты

Navigation

Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Вы здесь: Главная / Почитать / Размышления под Новый год

Размышления под Новый год

Автор: иерей Илия Терентьев Последнее изменение: 2010-12-09 21:00

Приближается любимый всем российским народом Новый год. Красота грядущего праздника уже сейчас вокруг нас в блеске огней рекламных вывесок, гирлянд на елках и празднично украшенных витринах. Сколько красивых слов будет сказано в этот день, сколько заздравных чаш выпито. Что-то есть в этом празднике загадочное, притягивающее всех, заставляющее всегда чего-то от него ждать. Даже праздник детства – день рождения, – и тот со временем отходит на второй план, а Новый Год остается желанным днем. Ждут в Новый Год, конечно же, хорошего, ждут счастья. Как бы плохо не прошел очередной год, каким бы сильным не было разочарование в жизни, в день Нового Года у всех просыпается надежда на счастливое будущее, поэтому и поздравляем мы друг друга: с Новым Годом и новым счастьем. Но вот что кроется за этими словами, – нечто конкретное или неосознанное?

Пока ты ребенок, то о смысле праздника не задумываешься. В Новый Год просто хорошо и радостно, по большей части это милый, семейный праздник. Вопрос о счастье тогда совершенно не волнует, оно всегда рядом: оттого, что есть родители, оттого, что кругом веселье, много вкусного, а под елкой тебя ждет подарок. В общем, детство счастливо само по себе. Но с годами это детское восприятие уходит в прошлое, и все труднее понять, чего же ты ждешь от будущего года, что именно принесет тебе это новое счастье. В какой-то момент уже и не ищешь и не ждешь, а Новый Год становится просто возможностью повеселиться (а для кого-то и поводом побольше принять в себя бодрящей жидкости, думая, что в этом времяпрепровождении счастье и есть). «А может и нет его, счастья-то, – возникает в сознании мысль – или не там ищем, или не так ищем»? Что собственно, мы о счастье знаем? Мы же, воспитанные в духе материализма, усвоили, что счастье – фантом. Раньше оно хотя бы верой в светлое будущее заменялось. Сейчас большинство считают, что счастье в деньгах. Каждый день с экрана телевизора сытые и довольные лица тебя убеждает: «Ты лучше», только «возьми от жизни все», стань частью общества потребителей и будешь таким же счастливым, как герои рекламных роликов. И рвется человек всю жизнь к достатку, достигая его под конец, а счастья как не было – так и нет. «Не в деньгах счастье», – правильно замечают в народе. Счастье богатых достаточно иллюзорно и хрупко. Может, счастье в здоровье? Вряд ли. У нас в стране самые здоровые – это военные, милиция, пожарники, т. е. все те, кто прошел медицинскую комиссию и действительно обладают крепким организмом. При этом они всего лишь самые обыкновенные люди и счастья в жизни им так же не хватает, как и всем. Где же оно, счастье? Почему нам каждый раз так хочется, чтобы было лучше, чем есть сейчас? В народе даже пословица есть на этот счет: «Счастье там, где нас нет». Но разве можно оказаться там, где нас нет? И все-таки что-то подсказывает, – есть счастье, обязательно есть. Мы ведь о нем думаем, почти ощущаем, оно иногда совсем близко, значит, – оно есть.

Вспоминая свою жизнь, начинаешь искать, когда же был счастлив. Вот пробегают минуты детства: да, тогда, пожалуй, счастье было; вспоминаешь первую любовь, – точно, и тогда был счастлив. Из обрывков воспоминаний складывается цельный образ, – счастье было там, где была любовь – твоя и к тебе… Но детство и юность уходят, оставляя лишь воспоминания. Чтобы подразнить тебя потом? А как же жить дальше? Можно ли остановить мгновенье? Вспоминаются слова из песни советских времен: «Все пройдет – и печаль, и радость, все пройдет, – так устроен свет. Все пройдет, – только верить надо, что любовь не проходит, нет». Хорошая песня с замечательной мелодией, ее частенько поют на застольях под гитару или просто дружным хором нестройных голосов. Значение слов этой песни я по-новому воспринял тогда, когда стал верующим. Для материалиста любовь – лишь еще одна иллюзия, а для верующего – это смысл жизни. Любить и быть любимым – вот настоящее счастье. Недаром ведь в Писании Бог именуется Любовью, а Сам Христос говорит о том, что наибольшая заповедь – заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим… и ближнего своего, как самого себя». То, что только любовь может дать настоящее счастье, понятно всем: и маленьким, и взрослым, но только в Боге краткий миг может стать вечностью. В своих исканиях счастья мы очень часто блуждаем окольными тропами и вместо поиска любви идем по проторенной дороге стяжательства земных благ, а результат – тупик. Именно любовь  человечество ищет и просит, хотя бы даже неосознанно; в нас заложена  жажда любви, любой другой суррогат, будь то деньги или что иное материальное, рано или поздно принесет разочарование.

В Новый Год мы привыкли давать оценку году уходящему. Все пережитое складывается нами в копилку жизненного опыта. В день Нового Года можно обогатиться еще одним опытом – правильным осознанием причины, приводящей к столь желаемому следствию, т. е. к счастью. Опытом, который не ляжет на пыльные полки памяти, а станет фундаментом жизни, ведь любовь, даруемая Богом, никогда не иссякнет. «И радости вашей никто не отнимет от вас!» (Ин. 16; 22) – разве не о такой радости мечтаем мы, когда бьют куранты. Значит, счастье, – подлинное, прочное, не умирающее счастье, – во встрече с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким, что называет человек Богом.

Собственно, не было бы и нужды размышлять о Новом Годе, о наших желаниях и надеждах в этот день, о счастье и любви, если бы не заставляли некоторые обстоятельства. С каждым годом этот авторитетный и поистине интернациональный праздник справляется все мощнее и мощнее, под новогодние гуляния отведено теперь десять дней. А вот последствия этих гуляний, к сожалению, очень печальны. Население спивается, больницы и морги после этих праздников переполнены. «Новое счастье» перерастает в трагедию. Почему же так происходит? Причина этого, как мне кажется, очевидна. Из душ людей вытравили веру в Бога. После революции разрушили все, что смогли, а вместо веры в живого Бога дали веру в партию, светлое будущее, в самих себя. Но какого счастья ожидать «потомку обезьяны», какая надежда может быть у «говорящего животного»? «Истина в вине» – именно эти слова стали жизненным принципом для многих поколений россиян на протяжении столетия. Если до революции Новый Год был прямым продолжением святочных дней, когда уже прошел пост, отпраздновано Рождество, и веселые гулянья являлись логичным продолжением празднования Рождества (на Западе, кстати, до сих пор так и есть), то после революции с переходом на новый стиль Новый Год выпал на дни поста и стал праздноваться 19 декабря (по старому стилю). Интересно, знала ли советская власть, что 19 декабря совершается день памяти мученика Вонифатия, помогающего исцелиться от недуга пьянства? Анекдотичное и печальное совпадение. Чтобы увидеть, к чему привела религия атеизма, достаточно посмотреть статистику: в России к 1913 году 43% взрослого населения были трезвенниками, но уже в 1979 году мужчин-трезвенников осталось всего 0,6%, а женщин 2,4%; если в 80-е годы соотношение мужчин и женщин, состоящих на учете в наркологических диспансерах, составляло 10:1, то в 1998-м уже 6:1. Происходящее в России за последние десятилетия – это как раз то, о чем мечтал Гитлер; в своей книге «Майн кампф» он писал: «Для них, для славян, никакой гигиены, никаких прививок. Только водка и табак. Ни больницы, ни фельдшеров – ничего не надо». Таким образом, теряя в эти дни человеческий облик, мы выполняем план Гитлера. Каждый новый год приносит нам печальные новости – Россия вымирает. Если в больших городах это мало ощутимо, то в селах и деревнях слишком очевидно. В Сибири же у нас такая безнадега, что через несколько лет по численности населения мы достигнем уровня, бывшего при ее колонизации.

«Что же теперь, не праздновать?» – скажете вы. В праздновании Нового Года ничего плохого нет, другое дело, как праздновать. Как писал священномученик Серафим (Чичагов): «Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий – чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового Года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества». Церковь не вычеркивает из своей жизни гражданских праздников, если только они явно не носят в себе антихристианский характер. Так, уже многие годы 9 мая совершаются во всех храмах заупокойные богослужения о павших воинах, 4 ноября в день Примирения во всех храмах служились молебны о даровании нашей отчизне мира и благоденствия, а накануне встречи Нового Года в Кафедральном Соборе, вечером, совершается праздничный молебен во главе со Святейшим Патриархом Алексием. Таким образом, вся Церковь принимает молитвенное участие во встрече Нового Года.

Но есть и противники этого праздника. Последствия новогодних веселий некоторых верующих приводят к мысли, что праздник этот должен быть проигнорирован. Хотя аргументация таких ревнителей благочестия понятна, все же Церковь никогда не придерживалась крайностей, ведь такое неразумное отношение внесло бы в общество ненужную напряженность и привело бы к расколу. Даже в семью это могло бы внести раскол. Как, например, встречать Новый Год в семье, где жена верующая, а муж неверующий? Или как быть тому верующему, который в большой семье, где все неверующие? Поймут ли нас соседи, знакомые, наконец, власти предержащие, – если мы не поздравим их с наступлением Нового Года? Речь ведь не идет об измене нашим христианским принципам – мы поздравляем всех с Новым Годом, в котором появляется новая возможность войти в вечность, приобщиться ко Христу и Его Церкви. Такое благое пожелание с молитвой о тех, кого мы поздравляем, может принести нам только пользу.

И хотя это время поста, время подготовки к Рождеству Христову, не будет никакого греха, если мы встретим Новый Год за общей трапезой, и пожелаем друг другу и себе самим счастья нового, вечного и непреходящего, такого, какое может даровать нам Господь. И будем верить, что Он услышит нас и исполнит наши надежды, подаст нам любовь и радость, и «все пренепременно сбудется».

 

Настоятель Покровского храма д. Еганово Илья Терентьев

Операции с документом

Беседы огласительные
Беседы для желающих принять Таинство Святого Крещения

Файл Octet Stream Предварительная беседа Для чего необходимо Крещение и беседы перед Крещением
Файл Octet Stream Первая беседа О вере
Файл Octet Stream Вторая беседа О Боге
Файл Octet Stream Третья беседа О молитве
Файл Octet Stream Четвертая беседа Искупление ч.1
Файл Octet Stream Пятая беседа Искупление ч.2
Файл Octet Stream Шестая беседа Искупление ч.3
Файл Octet Stream Седьмая беседа О Втором пришествии
Файл Octet Stream Восьмая беседа О Церкви
Файл Octet Stream Девятая беседа Покаяние ч. 1
Файл Octet Stream Десятая беседа Покаяние ч. 2
Файл Octet Stream Одиннадцатая беседа Покаяние ч. 3
Файл Octet Stream Двенадцатая беседа Чин Крещения

 
Расписание богослужений

30.11 (суббота) Свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского

9:00 Утреня. Литургия

16:00 Всенощное бдение

1.12 (воскресение) Неделя 23-я по Пятидесятнице

9:00 Литургия. Молебен

4.12 (среда) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

9:00 Утреня. Литургия

7.12 (суббота) Вмч. Екатерины

9:00 Утреня. Литургия

16:00 Всенощное бдение

8.12 (воскресение) Неделя 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

9:00 Литургия. Молебен

14.12 (суббота) Пророка Наума

9:00 Утреня. Литургия

16:00 Всенощное бдение

15.12 (воскресение) Неделя 25-я по Пятидесятнице

9:00 Литургия. Молебен

18.12 (среда)

16:00 Всенощное бдение

19.12 (четверг) Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

9:00 Литургия

21.12 (суббота) Прп. Патапия

9:00 Утреня. Литургия

16:00 Всенощное бдение

22.12 (воскресение) Неделя 26-я по Пятидесятнице

9:00 Литургия. Молебен

28.12 (суббота) Сщмч. Елевферия

9:00 Утреня. Литургия

16:00 Всенощное бдение

29.12 (воскресение) Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец

9:00 Литургия. Молебен

Координационный центр по противодействию наркомании ОЦБСС

Баннер телефонной консультации